Специалисты рекомендуют приучать музыкантов к берушам с раннего детства.
Результаты исследования ученых из Эйндховенского технологического университета (Нидерланды) опубликованы в журнале Journal of the Acoustical Society of America.
Многие профессиональные музыканты страдают от ухудшения слуха.
В последние годы симфонические оркестры пытаются предпринимать меры, которые теоретически могут помочь снизить шумовую нагрузку на музыкантов, — ставят экраны между инструментальными группами или создают между ними больше свободного пространства.
Авторы исследования пришли к выводу, что все эти меры малоэффективны, так как основной источник шумовой нагрузки — собственный инструмент. Вклад звука, издаваемого собственным инструментом, в общий уровень шума, достигающего ушей музыканта, составляет примерно столько же, сколько привносят все остальные инструменты оркестра, вместе взятые.
Поэтому даже игра на инструменте дома, вне оркестра, создает слишком высокую звуковую нагрузку на слуховой аппарат исполнителя.
Наиболее вредному воздействию подвергаются барабанные перепонки трубачей и флейтистов. Во время особенно громких пассажей их инструменты обрушивают на них от 95 до 100 децибел звука.
У скрипок и альтов уровень звука может превышать 90 децибел, что примерно соответствует шумовой нагрузке на рок-концерте. Согласно установленным в странах Евросоюза правилам, при шуме выше 85 децибел рекомендуется использовать затычки для ушей.
Как считают авторы исследования, именно противошумные ушные вкладыши (беруши) — единственное эффективное средство, способное спасти слух музыкантов.
«Музыкант с ухудшившимся слухом рискует лишиться работы, поэтому, чтобы избежать такого развития событий, применение берушей неизбежно», — считает ведущий автор исследования, специалист по акустике Реми Венмэкерс (Remy Wenmaekers).
В то же время он отметил, что музыканты часто сознательно отказываются от противошумных вкладышей, так как они мешают качественному исполнению.
Необходимо привыкать играть с вкладышами в ушах с самого раннего возраста, потому что когда возникнут проблемы со слухом, будет уже слишком поздно.
Реми Венмэкерс, Специалист по акустике
Единственные исполнители, которым можно обойтись без защитных вкладышей, — виолончелисты и контрабасисты. Уровень звука, производимый виолончелью и контрабасом, сравнительно низок, и сам по себе не причиняет вреда слуховому аппарату музыкантов.
Потери слуха у музыкантов и звукорежиссеров — проблема XXI века
Слуховая система человека — чрезвычайно сложный и тонкий аппарат, приспособленный в основном для восприятия тихих звуков.
Обрушившаяся на нее лавина громких звуков, появившихся в результате технического прогресса в ХХ — ХХI веках (рок-музыка, мощные системы звукоусиления и т.д.), неизбежно привела в технически развитых странах к постепенному ухудшению слуха, особенно у молодого поколения, как у слушателей, так и у профессионалов — музыкантов, звукорежиссеров и др.
Так, например, проведенные недавно исследования порогов слуха у студентов Мюнхенского университета показали, что практически у 100% студентов имеется снижение слуха в той или иной степени. Явление это стало уже настолько распространенным, что вызывает тревогу у специалистов разных стран.
Существует ограничение области слухового восприятия и со стороны громких звуков, хотя и не такое четкое, как порог слышимости. Например, звуковое давление около 100 дБ соответствует порогу неприятного ощущения. При достижении уровня 132 дБ возникает ощущение давления на уши, подобное тому, которое бывает при закладывании ушей в самолете, а также неприятного щекотания в ухе. Эта величина называется порогом осязания. Наконец, давление 140 дБ причиняет боль и называется болевым порогом.
Окружающие нас в современной жизни звуки условно можно разделить на следующие группы:
Звуки, вызывающие болевые ощущения:
150 дБ — пики в рок-музыке,
140 дБ — выстрел пушки, запуск ракеты;
130 дБ — отбойный молоток;
120 дБ — рок-музыка на расстоянии 1…2 м, многополосные системы в автомобиле;
Чрезвычайно громкие:
100…110 дБ — рок-концерт в зале,
106 дБ — ударные установки, литавры;
90 дБ — газонокосилки, метро, грузовой транспорт;
Громкие:
80 дБ — шум улицы;
70 дБ — пылесос;
60 дБ — разговор, посудомоечная машина;
Средние:
50 дБ — дождь,
40 дБ — тихая комната;
Слабые:
30 дБ — шепот, зал библиотеки.
На современных дискотеках и концертах, если находиться рядом с громкоговорителями, можно получить уровни звука 120 – 130 дБ.
Воздействие на слуховой аппарат громких звуков в течение длительного времени приводит к необратимым потерям слуха (называемым нейросенсорной глухотой), вызванным повреждениями волосковых клеток внутреннего уха. Последние исследования показывают, что музыка любого рода может приводить к ухудшению слуха, если в течение длительного времени на малом расстоянии от уха создаются звуки с уровнями, приносящими вред слуху.
Негативное влияние на слуховые органы обнаруживается по сдвигу порога слышимости после того, как они подверглись акустическому возбуждению. Обычно вначале возникает временный сдвиг порога, который исчезает после периода восстановления (период этот может достигать 16 часов). Если ухо подвергается очень длительным или очень высоким и частым акустическим возбуждающим воздействиям, может возникнуть постоянный сдвиг порога слышимости, указывающий на действительное ухудшение слуха.
Существуют специальные формулы, которые позволяют приближенно оценить постоянный сдвиг порога слышимости в зависимости от общей дозы шума (или музыки).
На некоторых примерах можно показать последствия, к которым приводит воздействие громких звуков:
Молодые люди посещают дискотеку один-два раза в неделю в течение пяти лет. На их слух воздействует средний звуковой уровень 115 дБ (А). Суммарное воздействие составляет около 400 дней по пять часов, итого 2000 часов. Из расчета следует, что постоянный сдвиг порога слуха равен примерно 25 дБ, это означает, что произошел уже невосстановимый сдвиг порога на эту величину;
На симфонических концертах редко достигается уровень звука 115 дБ. Здесь характерны средние уровни порядка 85 дБ (А). Чтобы достичь того же постоянного сдвига порога (25 дБ), потребовалось бы воздействие звука такой интенсивности в течение более 40 лет, 300 дней в году по пять часов, что маловероятно. Этот пример показывает, почему у слушателей симфонических оркестров редко отмечается профессиональное ухудшение слуха.
У поп- и рок-музыкантов положение совсем иное, что демонстрирует следующий пример. Предположим, что рок-музыкант 200 дней в году подвергается шестичасовому воздействию звука в 120 дБ (А). В результате через 10 лет постоянный сдвиг порога слышимости у такого музыканта составит почти 70 дБ, а это — профессиональная непригодность вследствие глухоты.
Поскольку рок-музыканты с годами постепенно теряют слух, они вынуждены играть громче или должны иметь более громкий аккомпанемент, чтобы слышать соседние инструменты. В результате возникает кумулятивный процесс, ведущий к дальнейшему увеличению громкости и к неизбежному ухудшению слуха.
Необходимо отметить, что наибольший эффект на повреждение волосковых клеток оказывают высокие частоты, которые исполняются зачастую на очень высоких уровнях на концертах электронной музыки.
Повреждения слуха могут начинаться с воздействия звуков с уровнем 85 дБ. В США этот уровень считается предельно допустимым на предприятиях в течение 8 часов. В Европе этот уровень снижен до 80 дБ. При уровне выше 85 дБ работники должны носить слуховые протекторы и требовать принятия мер для снижения окружающего шума.
Воздействие внешних звуков оценивается обычно по интегральным измерениям, взятым в течение определенного времени. Увеличение уровня шума на 3 дБ (то есть в два раза по мощности) требует уменьшения времени эквивалентного воздействия в два раза. Так, например, если принято допустимым воздействие звука с уровнем 85 дБ в течение 8 часов, то увеличение уровня до 88 дБ снижает время воздействия до 4 часов и т.д. Для уровня 100 дБ допустимое время воздействия составляет около 4 минут, а уровни выше 115 дБ при любом времени воздействия представляют серьезную опасность.
В настоящее время в разных странах законодательством установлены нормы, определяющие допустимую максимальную громкость звука, создаваемую звуковыми системами в местах отдыха и развлечений, а также в зданиях (необходимо отметить, правда, что они существенно различаются).
В ряде стран в дискотеках установлены так называемые «индикаторы громкости», которые показывают на дисплее, что установленные максимальные уровни звука превышены, таким образом присутствующих предупреждают о том, что они подвергаются воздействию, которое может привести к ухудшению слуха. Существуют также автоматические ограничители громкости, которые срабатывают, когда максимальный уровень звука превышается.
Для индивидуальной защиты музыкантов (и слушателей) используются специальные ушные вкладыши-протекторы. Институтом слуха в США (House Ear Institute) разработаны специальные вкладыши, которые позволяют равномерно снизить общий уровень звука на 25 дБ как на низких, так и высоких частотах, что позволяет сохранять тембр звучания.
Берегите себя! И помните, Ваше здоровье в Ваших руках... и у УШАХ! Будьте здоровы!